областной практико-теоретический семинар
07 ноября 2019 г.
25 октября на базе ГОКУ СКШ №11 г. Иркутска состоялся областной практико-теоретический семинар «Преемственность в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ на ступенях дошкольного воспитания и начального общего образования».
Семинар направлен на обеспечение преемственности в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ на ступенях дошкольного воспитания и начального общего образования.
Цель семинара: создание условий для совершенствования методического и профессионального уровня педагогов; стимулирование научно-исследовательской, методической и проектной деятельности педагогов; обеспечение преемственности в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания и начального общего образования.
Задачи семинара:
- мотивировать педагогических работников к научной и исследовательской деятельности по практическому анализу опыта построения преемственных линий в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания и начального общего образования;
- создать условия для распространения лучшего опыта в организации преемственности в реализации системы поддержки и сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания и начального общего образования;
- демонстрировать и пропагандировать лучшие достижения, опыт работы педагогов;
- укреплять научное и педагогическое сотрудничество среди педагогов, учебных заведений, деятелей науки и образования.
Участниками семинара стали 87 педагоговдошкольных образовательных организаций, общеобразовательных школ и коррекционных школ города Иркутска, среди них: учителя -логопеды, педагоги-психологи, учителя – дефектологи, воспитатели, учителя начальных классов, заместители руководителей, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.
Почетными гостями и активными участниками семинара стали начальник отдела диагностики и консультирования ГАУ ЦППМиСП Мартовицкая Наталья Федоровна, учитель-дефектолог территориальной ПМПК г. Иркутска Киселевич Анастасия Евгеньевна. Их выступления «Совершенствование деятельности ПМПК в экспериментальных условиях внедрения автоматизированной информационной системы (АИС ПМПК).» и
«Особенности обследования детей с ОВЗ при определении АООП НОО.» вызвали большой интерес у слушателей семинара. Так же на пленарном заседании команда педагогов ГОКУ СКШ №11 г. Иркутска представила мастер-класс «Внедрение нестандартных методов и приемов в образовательные технологии для обучения детей с нарушениями речи». В мастер-классе педагогами школы были представлены нетрадиционные, эффективные техники в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
В работе секций семинара представлены доклады, сообщения, мастер-классы, отражающие результаты и опыт построения преемственных линий в педагогическом, логопедическом и психологическом сопровождении воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания и начального общего образования. Свою работу представили педагоги ГОКУ СКШ №11, №3,№4, №12, ГОКУ СКШ г. Усть-Илимска, ГОКУ СКШ школа-интернат №8, МБОУ гимназия №25, МБОУ гимназия №44, МБДОУ 18, 40, 68, 72, 77, 79, 84, 100, 101, 109, 128, 142, 169, 175; МБОУ СОШ №23, №32, №30, №16.
Темы и направления выступлений:
Готовность незрячего ребенка к обучению, как предмет взаимодействия детского сада и школы.
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе подготовки детей с ОВЗ к обучению грамоте.
Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.
Формирование навыка культуры поведения на занятиях в группе продленного дня.
Коррекция связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Развитие словаря и диалогической речи старших дошкольников посредством использования игровых ситуаций по ОБЖ.
Логопедическое занятие с применением ИКТ, как инструмент коррекции письменной речи школьников с ОВЗ
Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП через игровые приемы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями на этапе адаптации к школе.
Эффективные практики детско-взрослого партнерства в школе.
Приемы работы, способствующие запоминанию графического облика букв.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа: учим звуки и буквы.
Создание предпосылок к формированию словесно-логического мышления у старших дошкольников с ТНР посредством использования карточек - моделей.
Реализация принципа преемственности при организации речевого развития обучающихся с ОВЗ в детском саду и в начальной школе.
Народные праздники как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Использование песочной терапии как эффективная форма работы по речевому развитию детей дошкольного возраста с ТНР
Развитие творческих способностей у детей с синдромом Дауна.
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.
Экологический проект «Может ли река заплакать?»
Двуручное (зеркальное) рисование.
Использование интерактивных игр в работе учителя-логопеда
"Логохореография" - логопедическое занятие с элементами логоритмики, нейропсихологической гимнастики, детского танца.
Использование кинезиологических упражнений с детьми с ТНР как профилактическая работа по пропедевтике нарушений письма и чтения.
Формирование социально – трудовой компетентности обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи и хозяйственно бытовой ориентировки.
Пластилинография как метод развития творческих способностей детей с ОВЗ в рамках кружка в библиотеке.
Мастер-класс «Робототехника - речь на кончиках пальцев».
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья как создание условий для успешной социализации.
Мы вместе: педагог-воспитанник-родитель.
Применение современных здоровьесберегающих образовательных технологий для эффективной подготовки дошкольника с ОВЗ к школьному обучению.
Приемы работы над выразительностью речи у обучающихся с ТНР.
Трудности взаимодействия учителей-логопедов школьных и дошкольных учреждений.
Логопедическое занятие с применением ИКТ, как инструмент коррекции письменной речи школьников с ОВЗ
Значение развития словаря и понятийного аппарата, пространственных и временных представлений для успешного обучения математике в школе.
Проблемы семей, воспитывающих ребенка с ТНР, обучающегося в общеобразовательной школе.
Работа учителя-логопеда в рамках социального партнерства.
Преемственность логопедического сопровождения в системе дошкольного воспитания и начального общего образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
Проблемы и перспективы сопровождения учащихся с ОВЗ в современных условиях общеобразовательной школы.
Участники семинара отмечают, что: заявленная тематика является актуальной, а полученный опыт наиболее ценным и востребованным; на семинаре была предоставлена возможность профессионального общения и обмена опытом, коллективного обсуждения обозначенной темы.
Выводы и предложения участников практико-теоретического семинара
«Преемственность логопедического и психологического сопровождения воспитанников и учащихся с ОВЗ в системе дошкольного воспитания
и начального общего образования»
Проблема преемственности между дошкольным и начальным общим образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности в логопедическом и психологическом сопровождении учащихся с ОВЗ между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой участники семинара: педагоги, учителя - логопеды и психологи образовательной среды города Иркутска.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального общего образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы психологической и логопедической службы в образовательных организациях города Иркутска.
Механизмом решения проблемы обеспечения преемственности в логопедическом и психологическом сопровождении учащихся с ОВЗ является последовательное выполнение следующих этапов:
- Заключение договора о взаимодействии между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
- Составление проектов совместной деятельности по обеспечению преемственности (семинары – практикумы, мастер-классы, обмен опытом);
- Приглашение педагогов начальной школы к участию в родительских собраниях ДОУ.
- Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;
- Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
- Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
Подпишитесь на рассылку новостей
-
Министерство образования Иркутской области
http://xn--38-6kcadhwnl3cfdx.xn--p1ai/
-
Министерство образования и науки Российской федерации
http://минобрнауки.рф
-
Сведения об образовательной организации
/sveden/common/